Неофициальный форум по произведениям Татьяны Ивановны Устименко http://neof-usti.flybb.ru/ |
|
В помощь творцам http://neof-usti.flybb.ru/topic56.html |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Татьяна [ 01-12, 16:34 ] |
Заголовок сообщения: | В помощь творцам |
*** Я решила попробовать повыкладывать теорию по технике стихосложения. Частично взятую из моих личных конспектов, частично надерганную с различных специализированных сайтов. Вдруг она кому-то пригодится, поможет при написании стихов) Если у кого-то есть вопросы про рифмы, ритм и т.д. - задавайте) Буду рада помочь чем смогу) |
Автор: | Татьяна [ 01-12, 16:36 ] |
Заголовок сообщения: | |
*** ЯМБ - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха. Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.). Пример: Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. (А.С. Пушкин) ХОРЕЙ (греч. choreios - плясовой) или ТРОХЕЙ (греч. trochaios - бегущий) - двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Пример: Мчаться тучи, вьются тучи Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. (А.С. Пушкин) ДАКТИЛЬ (греч. daktylos - палец)– трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге. Пример: В рабстве спасённое Сердце народное - Золото, золото Сердце народное! (Н.А. Некрасов) АМФИБРАХИЙ (греч. amphibrachys - с обеих сторон краткий) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Пример: На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой , она. (М.Ю. Лермонтов) АНАПЕСТ (греч. anapaistos - отраженный, т.е. обратный дактилю) - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. Пример: Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть. (А. Блок) ПЕОН – четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и 3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (- u uu), 2-й( u- uu), 3-й(uu-u) и 4-й слог стопы (u uu -). Пеоны часто представляет собой частный случай ямба и хорея. Пример: Спите полумёртвые увядшие цветы, Так и не узнавшие расцвета красоты, Близ путей заезженных взращённые творцом, Смятые невидевшим тяжёлым колесом (К.Д. Бальмонт) Не думай о секундах свысока. Наступит время, сам поймёшь, наверное, - Свистят они, как пули у виска, Мгновения, мгновения, мгновения. (Р. Рождественский) ПЕНТОН (пятисложник) – стихотворный размер из пяти слогов с ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует. Пример: Не шуми ты, рожь, Спелым колосом! Ты не пой, косарь, Про широку степь! (А.В. Кольцов) ПИРРИХИЙ - стопа из двух кратких (в античном стихосложении) или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе. Пример: Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… (А.С. Пушкин) «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…», здесь в слове «за-немог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием. «В красе негаснущих страстей». Перрихий - чаще всего одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие разным стопам. ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»). АНАКРУЗА (греч. anakrusis - отталкивание) - метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение. Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха. Пример: Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны.(М.Ю. Лермонтов) СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ - ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» - М. Ю. Лермонтов). Пример: Когда я ночью жду её прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. (А. Ахматова) СПОНДЕЙ - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд. Пример: Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин) Классический пример – начало «Евгения Онегина» А.Пушкина: «Мой дядя самых честных правил…» Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух ударных слогов и есть спондей. УСЕЧЕНИЕ - неполная стопа в конце стиха или полустишия. Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и мужских рифм). Пример: Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой... (М.Ю. Лермонтов) АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ (от старофранцузской поэмы об Александре Македонском) - французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных жанров в литературе классицизма. Пример: Надменный временщик, и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны своей, Взнесенный в важный сан пронырствами злодей! (К.Ф. Рылеев) ГЕКЗАМЕТР (греч. hexametros - шестимерный) - стихотворный размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях - хореями). Гекзаметр - самый популярный и престижный античный размер, изобретение которого приписывали самому Аполлону - богу, покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"(7 век до н.э.), Вергилия "Энеида", а также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до 32-х ритмических вариаций гекзаметра. Примеры схем: В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили Н. И. Гнедич (перевод "Илиады"), В. А. Жуковский (перевод "Одиссеи"), А.Дельвиг. Пример: Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: Многие души могучие славных героев низринул В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),- С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный. (Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич) ПЕНТАМЕТР - вспомогательный метр античного стихосложения; составная часть элегического дистиха, в котором первый стих - гекзаметр, второй - пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с усечениями в середине и в конце стиха. В чистом виде пентаметр не употреблялся. ЛОГАЭД (греч. logaoidikos - прозаически-стихотворный) - стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например, анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из строфы в строфу. Логаэды - основная форма античной песенной лирики, а также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих, фалекий, адоний и др. Пример: Будем жить и любить, моя подруга, Воркотню стариков ожесточённых Будем в ломанных грош с тобою ставить… (Гай Катулла) Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба. Пример: Губы мо/и прибли/жаются К твоим /губам, Таинства снова свершаются, И мир как храм. (В.Я. Брюсов) БРАХИКОЛОН - жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные. Пример: Бей тех, чей смех, вей, рей сей снег! (Н.Н. Асеев) Дол ... Вдруг Сед ... Лук Шёл ... Ввысь: Дед. След ... Трах! Вёл - ... Рысь Брёл ... В прах. Вслед. |
Автор: | Татьяна [ 01-12, 16:37 ] |
Заголовок сообщения: | |
*** РИФМА - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Звуковой повтор в конце ритмической единицы: Мой дядя самых честных пр|авил, Когда не в шутку за|немог, Он уважать себя заст|авил И лучше выдумать | не мог» (Пушкин). В связи с положением ударения в рифмованном слове, различают три рода рифмы: Мужскую рифму, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Это самые простые рифмы: (Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС); Женскую рифму, где ударение на предпоследнемслоге. В них совпадает больше звуков: вИНА – картИНА; плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ; Трёхсложную рифму, дактилическую, в которой ударение — на третьем слоге от конца. После ударной гласной следуют два слога (нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА). Также существует разделение: Панторифма — все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например — рифмуются соответственно 1ое, 2ое и 3тье слова двух строчек) Сквозная рифма — проходит через всё произведение (например — одна рифма в каждой строке) Эхо-рифма — вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой. Рифмы бывают точные и неточные. В точной достаточной рифме совпадают: а) последний ударный гласный, б) звуки, начиная от последнего ударного гласного. Точной рифмой считается и рифма типа "пишет – слышит – дышит" (Окуджава). Также к точным относятся т.н. йотированные рифмы: "Тани – заклинаний" (АСП), "опять – рукоять" (Фирнвен). Пример строфы с точными рифмами(совпадают именно звуки, а не буквы): Приятно, катану сжимая, Врага превращать в винегрет. Катана – мечта самурая, Но лучше ее – пистолет. (Гарет) В неточной рифме совпадают не все звуки, начиная от последнего ударного гласного: "навстречу – сеча", или "книга – Кинга" у Медведева. Неточных рифм может быть гораздо больше, чем точных, и они могут очень украшать и разнообразить стих. Рифмы частей речи Глагол - существительное: Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. (М. Цветаева). Глагол - наречие: Ты всем была. Но, потому что ты Теперь мертва, Бобо моя, ты стала Ничем - точнее, сгустком пустоты. Что тоже, как подумаешь, немало. (И. Бродский) Существительное - прилагательное: Как конквистадор в панцире железном, Я вышел в путь и весело иду, То отдыхая в радостном саду, То наклоняясь к пропастям и безднам. (Н. Гумилёв) Существительное - наречие: О чём шумят друзья мои, поэты, В неугомонном доме допоздна? Я слышу спор. И вижу силуэты На смутном фоне позднего окна. (Н. Рубцов) Существительное - числительное: Птиц не видать, но они слышны. Снайпер, томясь от духовной жажды, То ли приказ, то ль письмо жены, Сидя на ветке, читает дважды… (И. Бродский) Существительное - предлог: Голубой саксонский лес. Грёз базальтовых родня, Мир без будущего, без - Проще - завтрашнего дня. (И. Бродский) Существительное - союз: Нас других не будет! Ни Здесь, ни там, где все равны. Оттого-то наши дни В этом месте сочтены. Прилагательное - наречие: Не возьмёшь мою душу живу, Не дающуюся, как пух. Жизнь, ты часто рифмуешь с: лживо, - Безошибочен певчий слух! Прилагательное - местоимение: Милый друг, ушедший дальше, чем за море! - Вот вам розы, - протянитесь на них! - Милый друг, унесший самое-самое Дорогое из сокровищ земных! (М.Цветаева) Прилагательное - числительное: Он молчалив и нелюдим, Всегда один, везде один… |
Автор: | Татьяна [ 01-12, 16:38 ] |
Заголовок сообщения: | |
*** Рифмы это созвучные слова. По видам они бывают: • Рифмы первого порядка, самые простые, еще называемые вульгарными. Типа моих любимых : кровь –любовь – морковь, ромашка-тельняшка-дурашка, мама- рама-панама • Псевдорифмы. Такие, которые на бумаге рифмами не являются, но при прочтении – звучат как рифмы. Типа: век-бег, был-жил (прочтение вообще сглаживает огрехи и рифмы и ритма) • Рифмы второго порядка или глагольные. Название говорит само за себя: убил-полюбил-загубил и тд. • Рифмы третьего порядка, рабочие: ими пишется большая часть настоящих стихов. Рифмуются обязательно разные части речи: глагол и существительное, существительное и прилагательное. Типа: возник – снеговик, кыш-малыш. Подвид рабочих рифмы – рабочие с уклоном в псевдо: птица – стремится. • Идеальные рифмы: предел того, к чему должен стремиться любой автор. Идеальны по всем требованиям, по звучании и смыслу. Типа: дым-молодым, разрешат-кукушат. Отдельно: формы рифм: Полная рифма: совпадают 3 последние буквы. Относительная рифма: совпадают 2 последние буквы. Кста, пример: дым-молодым, еще называется вложенная рифма. Полагаю, всем понятно почему. Немного по форме стиха: стихи – это худ произведение, подчиняющееся всем требованиям литературы. Т.е оно должно иметь четкий сюжет, нести в себе смысл и идею, быть логически законченным или не законченным специально. Но это уже отдельная песня – как такое пишется) Про размерности читайте в инете: ямб, хорей и тд. Без знания этого – мало кто способен писать хорошо. Исключение составляют интуитивные поэты от бога) И еще: мы всегда выбираем одежду для конкретного случая: одну для театра, другую – для офиса. Так же происходит и с построением стиха. Пишем лирику про любовь или природу – можно выбирать длинные, напевные строчки с обилием прилагательных. Пишем социальное или философское – значит, подчеркиваем смысл стиха короткими, чеканными строками. Чем короче и жестче строки – тем сильнее впечатывается в душу читателя идея стиха) Вспомним замечательны пример: Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой! С фашистской силой темною, С проклятою ордой! |
Автор: | Александра [ 24-12, 21:10 ] |
Заголовок сообщения: | |
Спасибо, Татьяна . Полезная информация. Было очень познавательно и интересно вспомнить то что проходили в школе. Мы много времени уделили этой теме. |
Автор: | Александра [ 24-12, 21:41 ] |
Заголовок сообщения: | |
Но вот все таки хотела спросить. Нужно ли иметь какие то навыки , что писать стихи. Если так, то как этому можно научиться? Или бывает такое что просто "не дано" и все ? Спасибо заранее |
Автор: | Pavel_SP [ 18-02, 11:14 ] |
Заголовок сообщения: | |
Татьяна, большое спасибо. Подозревал, что писать настоящие стихи это не просто, но чтобы на столько не просто даже и предположить не мог, ещё раз спасибо, очень полезная для меня информация. |
Автор: | Pavel_SP [ 08-03, 22:51 ] |
Заголовок сообщения: | |
Среди весенних первых дней 8 Марта всех дороже. На всей земле, для всех людей Весна и женщины похожи. Успехов Вам, здоровья Вам И счастья пожелаем И с первым праздником весны Сердечно поздравляею |
Автор: | Александра [ 29-06, 15:22 ] |
Заголовок сообщения: | |
может тот кому помогла эта информация , что то напишет. А именно, то что придумали сами |
Автор: | Pavel_SP [ 11-07, 07:50 ] |
Заголовок сообщения: | |
Александра Это вопрос или просьба. |
Автор: | Александра [ 21-07, 12:09 ] |
Заголовок сообщения: | |
может быть и то и другое |
Автор: | Lelya-perinya [ 31-07, 12:46 ] |
Заголовок сообщения: | |
Я в принсипе уже читала как то подобное, правда, тут тож есть много фкуснава... =) А вот мне интересно: последняя строка обязательно должна быть в рифму? Ведь, в принципе, на ритм последняя строка не влияет... =) Я даже видела у Гумилева подобное, если не ошибаюсь... Александра, вот Надежда – радостная фея, Сестра усталого Морфея. Она – отрада в трудный час Поможет и поддержит нас. У них есть сводная сестра Уныние имя ей, она Вредна, коварна и хитра Стенает, воет, а когда Потухнет жизни свет в очах, Станцует польку на костях. |
Автор: | Lelya-perinya [ 11-08, 06:44 ] |
Заголовок сообщения: | |
Внезапно... х) Кабы я была Чумой, Мне б достало силы, Вырыли бы на погосте Свежие могилы. На меня бы матерь-Смерть Не нашла управы В книге Жизни б не писались главы, главы, главы... |
Автор: | Александра [ 30-08, 16:17 ] |
Заголовок сообщения: | |
Lelya-perinya Не плохо. Довольно неплохо. У мене только дурачится получается. Ничего серьёзного. Как давно ты пишешь стихи? |
Автор: | Lelya-perinya [ 31-08, 01:25 ] |
Заголовок сообщения: | |
года 2, сначала вообще не то было... а вот в последнее время резкое улучшение: "Володе полезно страдать. Он помучается, а потом напишет хорошие стихи..." х) и обо мне тоже, видимо )) |
Автор: | Александра [ 02-09, 11:38 ] |
Заголовок сообщения: | |
Lelya-perinya А мне вот показалось, что занимаешься этим уже гораздо больше. Мне кажется у меня скорей всего бы получилось написать прозу |
Автор: | Lelya-perinya [ 03-02, 15:05 ] |
Заголовок сообщения: | |
А можно бы попросить побольше рифм первого порядка для обозрения, нашла в приличных количествах у меня (пыль-быль, чувства-искусства и их король - "вновь-кровь"), надо бы это дело брать под контроль и устранять... =(( Хотя... сколько списки не составляй, всех не упомнишь... Вот как определить - можно рифму использовать или она вульгарна и заезжена? Я понимаю, что большинство из них, это пары одной части речи, но те же "вновь-кровь" - не такие =/ Я вот сначала вспомнила, что видела "чувства-искусства" у Некрасова, а потом нашла, что это уже заезжено и писать так нельзя, вернее, настоятельно не рекомендуется... =( *и почто мне, математику, сдались все эти филологические дали х)* |
Автор: | Александра [ 03-02, 17:07 ] |
Заголовок сообщения: | |
Есть хорошая программа, которая помогает подобрать слова на рифмы... Так как я не великий поет , то мне бывает сложно подобрать нужное слово и такая программа мне очень помогает. |
Автор: | Lelya-perinya [ 04-02, 05:49 ] |
Заголовок сообщения: | |
Поясните, где я не права... =) Может, у меня сложилось обманчивое мнение, что все так плохо? Я вот задумалась: как можно говорить, что, допустим, "чувство-искусство" заезженная рифма? Вернее, заезженной-то она может быть (безусловно является), просто... Говорят, что она допустима, но не трудно догадаться, что литераторы рвут и мечут, когда видят ее - дескать банально... Такими темпами через сто лет наступит тупик в русской поэзии. Посудите сами, допустим, существует всего 5000 рифм в русском языке (что их количество счетно, надеюсь, ни у кого не вызывает сомнений), из них 500 назовем допустимыми, но они заезжены (литераторы, естественно, вопят: уберите это!)... Настоящие(!), по мнению литераторов, поэты начинают использовать 4500 рифм... Какие-то из них начинают встречаться чаще, внезапно их заездили! Давайте запретим. Осталось 4000... Думаете, на сколько сотен лет нам хватит "хороших рифм"? Вырисовывается какой-то анекдот, если честно... Золотой век: "Пушкин, ваши глагольные рифмы прекрасны, вы великий поэт!" не стоит напоминать, как некоторые люди сейчас отзываются о глагольных рифмах Некрасов: "Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства;" - великолепные строки. Серебряный век, Гумилев: "Так, век за веком - скоро ли, Господь? - Под скальпелем природы и искусства, Кричит наш дух, изнемогает плоть, Рождая орган для шестого чувства" - замечательно, мои математики оценили, женская половина группы вообще была в восторге. Наши дни: "Когда мне встречаются в чужом стихотворении такие "перлы" как "чувство-искусство", то становится грустно, и это стихотворение чисто автоматически для меня намного-намного падает в уровне." - Гумилев, Некрасов родились бы вы чуть позже: ваши постоянные и вечные "кровь-любовь-вновь" показали бы вас в дурном свете перед нашими современниками... Прошло 100 лет *использую пост Татьяны*: возник – снеговик, кыш-малыш - рабочие, хорошие рифмы с точки зрения литераторов: и правда! Срифмованы разные части речи, это же отлично... - Но не удивлюсь, что спустя сто лет скажут: такие, и подобные им рифмы сотни раз уже использовались в стихах и потому стали просто избитыми... Простите, просто элементарный трезвый взгляд: если что-либо ограничиваешь - вероятность использования другого возрастает. По-моему, это тупик... не спорю, нужно как-то отсеивать... Поэтов сейчас развелось много, но нужно оценивать, на мой взгляд, не наличие какой-то рифмы, а стихотворение в целом, включая его смысл и то, какие чувства оно вызывает. Если там только: очи-ночи, ночь-невмочь, любовь-вновь, того-его-него, свет-цвет, нить-винить-жить-любить - это действительно в чем-то неправильно, можно вопить. В данном случае, автор, на мой взгляд, просто ленится и всяко может более красиво сыграть словами... х) Хотя, безусловно, и такое стихотворение может ох как зацепить! Мне откровенно плевать, сколько раз я встречала рифму "чувство-искусство", такое эстетическое удовольствие, как от прочтения гумилевского "Шестого чувства" я испытывала мало когда... И кто может поручиться, что где-то сейчас не растет парень, который сможет, используя "вновь - любовь", написать шикарное стихотворение о любви? вот и все =) |
Автор: | Александра [ 10-02, 14:28 ] |
Заголовок сообщения: | |
Да, кстати я об этом тоже подумывала! Не стоить тупо идти по правилам, получится как то не очень красиво! |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group http://www.phpbb.com/ |